Должен ли дизайнер уметь верстать и кодить

5 августа 2015, 21:25

Периодически появляются статьи о том, что дизайнер должен уметь верстать или кодить. Мол тогда всем будет счастье. Тогда дизайнер поймет, какие решения предлагать разработчику не стоит. Это сократит время на изменение негодных прототипов. Вроде бы выглядит разумно. Но почему-то никто не упоминает аргументы против.

Ну, например, что дизайнер должен максимально заботиться об опыте работы пользователя с интерфейсом, об удобстве, быстроте, приятности. И рассуждать дизайнер должен с этой точки зрения в первую очередь, а не с той, насколько удобно и красиво это будет в коде. В конце концов все делается для пользователей, а код они не видят. Иногда стоит написать чуть более некрасивый код в угоду удобства пользователя. И вот эти знания, как и что будет в коде, я думаю, могут ограничивать дизайнера в своих решениях.

А кроме того, наверняка дизайнер не будет так же хорошо разбираться в коде, как и разработчик. Из-за этого дизайнер может запросто ошибиться и отвергнуть какие-то хорошие для пользователя решения, которые сочтет сложными в реализации. А может и наоборот, знать что и как будет выглядеть в коде, но не знать каких-то архитектурных ограничений, каких-то тонкостей, которые знает только разработчик. И только разработчик может придумать способ обойти какие-то из них. То есть полной информацией все равно обладает разработчик. Тогда к чему это все?

Может просто не стоит кидаться отрисовывать прототипы, если есть сомнения в концепции? Это же так просто — взять и на словах рассказать разработчику, какое решение было бы идеальным для пользователя, почеркавшись на бумажках. Обычно уже тогда можно понять, что действительно будет сложным, а что только показалось таким. Всегда проще спросить. И не надо тратить кучу времени на усвоение новой, на мой взгляд, ненужной информации о коде, которая может только запутать, дизориентировать, сфокусировать не на том. Ведь так же качественно, как разработчик, не усвоишь и будешь ограничивать свои решения понапрасну. Думаю, это просто неэффективно. Зачем все усложнять. Лучше прокачиваться в проектировании, дизайне, так будешь больше полезен. Здорово, когда дизайнер может выходить за свои привычные рамки и придумывать новые интересные решения, удобные для пользователя, не ограничивая себя ничем. Это еще успеется. Всегда можно упростить после разговора с разработчиком, немного изменить хорошее решение. Лучше, чем сразу придумывать не очень хорошее, зато легко реализуемое. А разработчики, они же под боком, не прячутся, с ними можно говорить и все узнавать до финальных прототипов. Про верстку все то же самое.

Или я что-то упускаю? Может специфика моего проекта такая, а где-то там не так?

Психология       Ctrl       Рабочий стол

23 комментария

Миша О.

Хороший дизайнер — частично разработчик, хороший разработчик — частично дизайнер.

Дизайнеру не надо прямо продакшен код делать, но опыт в верстке и разработке позволяет ему подумать сразу:
— как это будет тянуться;
— какая нужна анимация;
— какие состояния нужны, какие прорисовать;
— что будет, если текста слишком много, чисел мало и половины данных нет.

Если сделать по-быстрому черновую верстку, то станет всё это ↑ станет быстро ясно.

Кроме этого найти общий язык с разработчиком будет проще (не мне тебе объяснять :—).

Ольга Романова

Но ведь все, о чем ты пишешь, можно прекрасно продумывать не зная кода и поднобностей верстки. Я считаю само собой разумеющимся, что дизайнер представляет современные возможности верстки, типа умеем тянуть, умеем анимировать, еще что-то. Но вот прямо кода же для этого не требуется, уметь верстать не требуется. Не надо знать как именно это будет в коде написано. Я не умею верстать, но мне хватает общих представлений о верстке. Даже ущербных. И поговорить мы можем, вроде все ок.

Коля Ф

Не должен. Но знания лишними не бывают.

Ольга Романова

Бывают :) Могут ограничивать мышление, делать его шаблонным. Смотря как с ними обращаться. Нужно следить, чтобы не ограничивали.

Илья Харитонов

Про это давно еще сказал, то ли Людвиг, то ли Тёма. Что дизайнер ничего никому не должен. Дизайнер не должен уметь рисовать — на это есть иллюстраторы. Не должен уметь писать текст — есть копирайтер. Не должен уметь кодить — на это есть программисты. Не должен уметь фотографировать, ретушировать, моделить в 3D — на все это есть узкие специалисты. Но только не нужно удивляться, что стоимость работы такого дизайнера будет 200 долларов в месяц.

Смежные умения и навыки — это очень круто и полезно даже просто в плане расширения кругозора. Не понятно, почему многие дизайнеры так чураются верстки и программирования. Тем более что именно вёрстка (HTML и CSS) — это очень несложно и доступно. Откуда эта априорная уверенность, что «я никогда не буду в этом разбираться достаточно хорошо». Достаточно для кого? По сравнению с кем? А можешь ли ты с уверенностью сказать, что в дизайне разбираешься достаточно хорошо? Что мешает также хорошо разобраться в вёрстке? Такое впечатление, что тут работает дурацкий стереотип про гуманитариев и технарей.

Конечно это все необязательно. Конечно, если у тебя всегда под рукой «свой» разработчик можно не париться. А еще свой писатель, тридешник, иллюстратор, фотограф, и все они 24 часа в сутки свободны и ждут когда ты к ним обратишься, чтобы помочь. Тогда тебе ничего не надо уметь, сиди, придумывай да раздавай задания :)
Но когда ты обладаешь смежными навыками, пусть не всеми, но несколькими, это просто напросто экономит время и расширяет твой инструментарий. Когда ты помимо дизайна умеешь писать текст и верстать, то ты вполне можешь никого не отвлекая, в одно лицо, легко запилить, например, простенький лендинг для своего проекта. Или сразу посмотреть как будет смотреться придуманная тобой анимация, и не тормошить по этому поводу в 3 ночи знакомого программиста. В общем границы возможностей (и кругозор) резко расширяются.

А насчет дезориентации и фокусировки не на том — так это от тебя зависит. Можно занимаясь одним галимым узкоспециализированным дизайном нагородить ограничений у себя в голове выше крыши, типа «все делают вот так, значит вот так нельзя». Изучай новое, задавай вопросы, придумывай что-то на стыке своих компетенций. Возможно когда ты начнешь изучать верстку или там программирование, тебе придёт в голову какой-то новый способ их использования, совмещения с другими сферами и областями. Вперёд, дерзай.

Ольга Романова

Я думаю, что вы перегибаете. Интерфейсному дизайнеру нужно уметь писать хорошие тексты. Это не офигеть навык. Это не то же самое, что научиться программировать. Нужно соотносить затраты и эффективность. В этом суть. Я не говорю, что смежные навыки это лишнее. Я считаю, что дизайнеру не надо кодить, чтобы делать хороший дизайн, он от этого не будет зависеть. Иногда даже наоборот это может помешать.

Когда я говорю достаточно, имею ввиду достаточно для того, чтобы понять, насколько сложно конкретно твое решение определенной задачи можно реализовать. И я говорю, что там много других ньюансов помимо просто знания, как кодить. Не хочется тут повторяться, достаточно перечитать.

То, о чем вы в конце пишете, это задачи дизайнера-одиночки, который мастер на все руки и может сделать какой-то самостоятельный проект. Но давайте по-честному, мы уже тогда не о дизайнере говорим, а просто о человеке, который умеет одно, второе, третье и так далее. И он молодец, несомненно. Для запуска своего проекта это не лишнее. Я же больше писала о дизайнерах в проектах, типа нашего, мы пишем бухгалтерию. Не какой-то там лендинг. Сложный сервис со сложной логикой. Лично я имею представления о верстке настолько, чтобы мочь наверстать себе сайтик. Возможно, там все будет не так, как считают правильным и верным, но оно будет работать. И такие вот знания мне не особо помогают в работе. Чтобы понять, что можно реализовать, а что нет, там надо знать куда глубже и серьезней. Вот я и говорю о том, а оно стоит того? Там целая отдельная область. Да и еще накладываются, как писала, архитектурные решения. Так, что новый программист, хороший программист, не ответит тебе даже через месяц на вопрос, а можем ли мы себе позволить вот такое решение. Мы идем к «старичкам» спрашивать. А он знает, как программировать. Так вот я о том, это как мне надо прокачаться в программировании и знании архитектуры, чтобы самой понимать, что мы сможем, а что нет? И вот в этом контексте я пишу о том, зачем мне тогда все это знать?

Зря вы так злитесь и говорите о дурацких стереотипах. Я же рассказываю свою ситуацию и пишу о том, как у нас устроено, что мы всегда можем спросить разработчиков. Кроме того, в конце я даже задала вопрос, везде ли так или только у нас ситуация особенная. Да и дизайнер нифига не гуманитарий. Это не что-то эфемерное, все решения на логике построены. У меня высшее техническое не связанное с дизайном никак совсем.

Я очень за широкий кругозор, который может натолкнуть на нестандартные решения. Например, меня интересует психология и как мозг устроен. Потому что в этом тоже есть польза относительно поведения людей. Но это все же поверхностные знания. Глубоко знать все на свете нереально. И наверное хорошо быть классным спецом в одной-двух областях и знать поверхностно много всего, чем всего по-немногу и ничего всерьез. Мне кажется знать, как код писать, не достаточно. Там надо знать все сильно глубже. Как и с версткой. Чтобы понимать, какое решение придумывать.

Ваня М

Согласен с предыдущим оратором. Хочу добавить что есть же еще правило парето, о том, что чтобы освоить основные вещи требуется не так много времени.

Мне кажестя это в первую очередь вопрос интереса, если душа не лежит, ты не будешь этим никогда заниматься. Но есть и свои плюсы — сделав работу от начала и до конца ощущаешь особое удовлетворение, чувство завершенности. Ну и в практическом плане тоже — подработать можешь новым способом.

А про разработчиков которые рядом — на это тоже можно по-другому посмотреть. Это ведь специалисты, с которыми можно общаться, которые могут помочь разобраться в предмете, а не только выполнять свою отдельную часть работы.

Ну и вот про дизайнеров не могу сказать, а программисты всегда в какой-то момент начинают разбираться в дизайне.

Ольга Романова

Ответила предыдущему оратору. Повторюсь, одно дело знать поверхностно (я не отмахиваюсь от знаний), а другое дело — разбираться так, чтобы понять, какое решение в дизайне можно будет реализовать. И это решение не в создании сайта, а в создании сложного сервиса.

Ну, и могу сказать, за мое время работы в проекте, а это года 3,5, программисты не стали лучше разбираться в дизайне :) Честное слово.

Никита Коновалов

Дизайнер должен делать лишь одно — решать задачи.
То как он это делает и с помощью каких инструментов это вторично.

Если кому-то проще сверстать прототип и разработчикам там будет проще, то вперед верстать.
Если у кого-то коммуникационные навыки прокачены на столько что никакой прототип не нужен, то тоже вперед договариваться.

Буду банальным, но все же: дизайн это же про решение задач, а не про фотошопы/скетчки/цсс/хтмл и прочую мишуру.

Ольга Романова

Вот! :) Я с тобой полностью согласна. Ты кратко и хорошо все сформулировал.
Главное затраты, эффективность, результат. И в моем случае затраты на изучение кода и прочего не сопоставимы с тем, чтоб взять да спросить. В решении моих конкретных задач.

Илья Харитонов

«Интерфейсному дизайнеру нужно уметь писать хорошие тексты. Это не офигеть навык. Это не то же самое, что научиться программировать. Нужно соотносить затраты и эффективность»
Могу тебя уверить, есть огромное количество людей, которые считают, что писать хорошие тексты дизайнер не обязан. А еще многим в вёрстке разобраться куда легче, чем научиться писать хорошие тексты. Это совершенно сопоставимые по затратам умения, и я даже склоняюсь к тому, что писать тексты научиться все-таки сложнее, чем верстать. И опять же, повторюсь, если говорить сугубо о верстке (HTML и CSS), а не о программировании (работа с базами данных SQL, PHP, JavaScript и т. д.), то это действительно ОЧЕНЬ несложно и доступно. И по объему информации это в 100500 раз меньше, чем всё многообразие правил русского языка и грамматики. Просто ты уже заранее решила, что вёрстка — это пипец как сложно и трындец какой огромный объем информации. А это не так. Верстку на очень-очень приличном уровне реально освоить за пару месяцев.

«Я же больше писала о дизайнерах в проектах, типа нашего, мы пишем бухгалтерию....
... Я же рассказываю свою ситуацию и пишу о том, как у нас устроено, что мы всегда можем спросить разработчиков»
Тогда надо было пост называть не «Должен ли дизайнер уметь верстать и кодить», а «Нужно ли конкретно мне вот в такой-то компании, занимаясь вот таким вот проектом, уметь верстать и кодить». Тебе-то все отвечают про путь дизайнера в общем, а не про конкретно твой случай.

Хорошо, вот конкретно в твоем случае уметь верстать и кодить не нужно. Но ты всю жизнь собираешься в этой компании, на этой должности проработать? А ведь в других студиях может не оказаться таких вот доступных под рукой разработчиков. Где-то ценят специализацию, а где-то ценят многостаночников. Где-то политика студии такая, что они воспитывают «гармоничного» спеца, который и чтец и жнец и на дуде игрец (как Бюро, к примеру). Там, чем более ты автономная и самостоятельная единица, и чем шире твой инструментарий, тем выше твоя ценность.

Знаний и умений лишних не бывает. Если тебе это не нужно сейчас, не значит что это тебе не нужно вообще.

Ольга Романова

Хорошие тексты — это трехдневный курс Ильяхова, к примеру. Там не про грамотность, а про информационный стиль. Краткие, емкие, информативные тексты. Их легко воспринимать, быстро считывать. Грамотность-то и ворд умеет проверять, тут сложности вообще нет. Верстку поверхностно я знаю, но как я уже писала, это не позволяет мне принять решение, можно ли будет в конкретном случае заверстать что-то, как мне хочется. Там мне верстальщик ответит, что нет, потому что у нас так все задумано и тра-та-та. Ограничения нашего сервиса. Ну не помогут эти знания. А про «научитесь кодить» была недавно статья, я на фоне нее все это решила написать.

И вот ты еще пишешь, что надо было тогда уточнять, надо ли именно мне верстать и кодить. Но в этих статьях, где пропагандируют верстку и кодинг для дизайнеров, не уточняют, что за дизайнеры там должны верстать и кодить. Считают, что всем будет хорошо. Я же отношусь к этому так: когда потребуется, я этому научусь. Если уйду туда, где это надо, без проблем освою, способная. Но сейчас реально не вижу необходимости и не считаю себя из-за этого ущербным дизайнером. И моя ценность, на мой взгляд, как раз в том, что я могу хоп — и обучиться, чему нужно, подстроиться, адаптироваться. Умею использовать эффективно свои ресурсы и понапрасну их не трачу. Трачу на то, что в данный момент полезней и нужней. Ведь просто так знать и не использовать что-то тоже не вариант. Все, что не используется, отмирает. Я про навыки. Так мозг устроен. А вот опыт это хорошо. Пробовал там-то вот так, научился тому-то, вспомнил потом, на другом месте, использовал уже тут. Знания ради знаний не признаю. Интересно, когда это можно применять. Ну и я как раз о том, что сейчас мне знания верстки и кодинга ну никуда совсем. Не помогут.

Илья Харитонов

Ну вот ты сама подробно и ответила. Конкретно тебе, конкретно сейчас это не надо. Ты это убедительно уже несколько раз объяснила. Я не спорю. Я согласен. Я даже немножко завидую, потому что я никогда не работал в больших компаниях с четким разделением труда и у меня не было вот таких вот доступных разработчиков, или там иллюстраторов, техдизайнеров, копирайтеров. Всё сам, всё сам :)

«Но в этих статьях, где пропагандируют верстку и кодинг для дизайнеров, не уточняют, что за дизайнеры там должны верстать и кодить. Считают, что всем будет хорошо» потому что действительно, если смотреть на среднестатистический путь дизайнера интерфейсов, то в общем, уметь верстать всегда лучше, чем не уметь :)

Позиция «понадобится — научусь» хороша, пока ты молод. Пока тебе 20—25, мозг еще пластичный, гибкий, работает во всю. А чем дальше, тем тяжелее учиться чему-то новому, тем сложнее запоминать и т. д. И это физиология, ничего тут не поделаешь.

Ну и плюс это напоминает рассуждения типа «зачем мне учиться плавать, вот как буду тонуть, тогда и научусь». Если ты дизайнер и тем более интерфейсник, вероятность того, что тебе рано или поздно понадобится умение верстать сильно больше нуля и даже ближе к единице :)

Ольга Романова

Про пластичность мозга тема хорошая, но в книжках вот пишут, что мозг вполне способен хорошо учиться и в старости. Он забывает там быстрей, но учится вполне ок. И даже наоборот, хорошо в старости разное изучать, чтобы мозг использовался, изучение языков, новые двигательные навыки. Так лучше будет сохраняться то, что есть. Поэтому и в старости успеется его версткой нагрузить :) Про плаванье другая тема, поздно приобретать, когда тонешь, сам же понимаешь. А, ну и за 10 лет дизайнерства как-то без верстки все случалось хорошо. К тому же, если я сейчас брошусь эту самую верстку изучать, навык использоваться не будет, все благополучно забудется к времени, когда понадобится. А что еще более важно, к тому времени все сто раз поменяется, много нового появится, что придется все изучать снова. Поэтому зачем это все впустую сейчас делать? Нецелесообразно. Я исхожу из здравого смысла, а не из того, что больше — лучше и знания лишними не бывают. Во всем должен быть смысл.

Миша О.

Хорошие тексты — это трехдневный курс Ильяхова, к примеру. Там не про грамотность, а про информационный стиль.

При всем уважении к Ильяхову, он молодец, курса недостаточно. Его платной рассылки тоже недостаточно. Умом все понимаешь, но без кучи практики — атас.

Ольга Романова

А ты был на трехдневном курсе? Мы просто после него как прозревшие. КПД 146%. Видим, что все тексты, которые до этого писали, плохие. И с удовольствием пишем теперь хорошие. Прямо кайф.

Миша О.

Я был в Школе стажёров, там его дисциплина целиком, и читаю его главредную рассылку, но с первого раза нормальный текст о себе не напишу вот.

Ольга Романова

А. Ну мы о разных текстах тогда. Я об интерфейсных. Они короткие, типа сообщений. Длинные тексты, что у нас маркетологи в блог пишут, там немного иначе все, да.

Миша О.

Да я заголовок не с первого раза придумываю, если честно :—)

Ольга Романова

Ну тогда не знаю я :)) У нас как-то все ок. Хорошо зашло.

Олег М

В очередной раз убеждаюсь, что в Контуре «своя атмосфера» и нет дизайнерской вертикали. А вот скажи, ты ведь наверняка говоришь так, потому что у тебя загрузка 120%, ты ничего не успеваешь и подменить тебя практически некому?

Ольга Романова

Нет. У меня низкая загрузка, задач мало и подменить есть кем, причем двумя. Причем тут дизайнерская вертикаль и своя атмосфера? Я поражаюсь такой категоричности и убежденности.

Олег М

Ну потому что во всём мире всё обустраивается по-другому и многопрофильность считается добром, о чём тебе написали несколько человек выше, их слова цитировать не буду.

Я был удивлён в своё время (5 лет назад), что за пределами России дизайнер и верстальщик — это чаще всего один и тот же человек. Но сейчас понимаю, что времена когда для того чтобы верстать, нужно знать 100500 багов разных браузеров уходят. У нас верстальщиков ликвидировали 3 года назад, теперь всем этим занимаются фронтенд-разработчики, и они ещё много чем занимаются, помимо кодинга и вёрстки.

Наличие дизайнерской вертикали могло бы организовать это подтягивание трендов сверху, но т.к её нет, то все работают как раньше и не стремятся никуда.

А про загрузку, если честно, ты меня шокировала, я был убеждён, что только перегруженный работой дизайнер может отнекиваться от новых знаний и опыта.

Ольга Романова

То, что где-то там принято — ок, им может так лучше и удобней. А почему это удобней и лучше именно мне? Ты не привел доводов в пользу того, зачем мне верстать или кодить. Как оно мне в моей работе поможет.

Отнекиваться от бесполезных знаний и опыта по-моему разумно. Если говорить абстрактно, от знаний и опыта я не отнекиваюсь и нахожу, чему поучиться, что мне может действительно пригодиться. А то, что полезна верстка и кодинг — для меня пока не доказано. Может у меня так много свободного рабочего времени, потому что я трачу его эффективно и ненужным не занимаюсь? :) Ты уж очень категоричен в своих убеждениях.

Дмитрий

Я бы пожалуй разделил заголовок на два :-)

«Должен ли дизайнер уметь верстать?»
Дизайнеру, как мне кажется, жизненно важно понимать ограничение той «платформы», под которую он готовит дизайн, будь то сайт, мобильное приложение, билборд, игровой автомат, телевизор, журнал и т. п. А вот как он это знание получит — дело десятое, через собственный опыт, чтение теории или через общение с разработчиком. Знание не помешает, но на сегодняшний день жизненно необходимым не является. Исхожу из прошлого опыта и общения с нынешними знакомыми дизайнерами, как в разных компаниях, так и на фрилансе — даже там дизайнеру не требуется быть одновременно веб-верстальщиком и программистом. А вот программистам верстальщиками часто приходится быть с вероятностью стремящейся к 100% :-D

«Должен ли дизайнер уметь кодить?»
Если он способен придумать, как этот навык поможет решать свои задачи, ну там интерактивные прототипы например делать или собственный сайт самому править — тогда конечно, почему бы и нет. Иначе — нет, не «должен», вопрос личных пристрастий. «Надо — научишься» действительно работает, когда у нас дизайнеры/интерфейсологи захотели сами вынимать статистику использования конкретных фич сайта из SQL-базы — хватило одного ликбеза от разработчика по построению запросов. Мир не рухнул, возраст никому не помешал...

Отдельно аплодирую фразе «Иногда стоит написать чуть более некрасивый код в угоду удобства пользователя». Нет, серьёзно, я с ней на 200% согласен. Что интересно, в небольших компаниях и фрилансе этот вопрос вообще не поднимается, удобство и польза пользователя первичны, код — даже не вторичен, а где то на 5-6 месте по ценности.

P.S. «Дизайнер не умеющий писать тексты, фотографировать, верстать, кодировать и вышивать крестиком обречен на зарплату в 200$», нда... Надо будет знакомым дизайнерам рассказать, посмеёмся вместе и от души :-)

Ольга Романова

Все так :)

Корейша Виктор

Ольга, я бы предложил посмотреть на это еще под одним углом.

Должны ли у дизайнера быть свои проекты? Я считаю, что обязательно и, притом, именно в той области, в которой он работает. Например в вебе.

И тогда возникает еще один нюанс. «Домашний» проект врят ли предполагает, что там будет отдельный верстальщик, программист, маркетолог и т. д. Придется что-то брать на себя. По моему опыту — больше 2х человек в «домашних» проектах не бывает. А, значит, что-то придется брать на себя. Например, верстку.

Ольга Романова

Это опять же убеждение и ваше представление, что у дизайнера должны быть свои проекты. Дизайнер в этом плане никому ничего не должен. Чем дизайнер на досуге занимается это уж его дело. Я вот иллюстрации небольшие рисую иногда. Для этого верстка и кодинг не нужны.

Я не говорю, что свои проекты это лишнее. Это хорошо, дополнительный опыт. Но как их делать и с кем опять же можно по-разному решить. И это все мало влияет на мои решения рабочих задач.

Дмитрий

Виктор, дык дизайнеру наверное стоит для прокачки скилла делать собственные... эм... дизайн-проекты?) Ну т. е. например проекты тех же сайтов или приложений, не обязательно воплощенные в код и вёрстку.

Ну а коли доходит до воплощения, то мои знакомые для таких задач обычно работают в паре, дизайнер+программист. Каждый качает свои навыки, все счастливы.

Олег М

Так твой пост называется «Должен ли дизайнер...», а не «Должна ли Оля Романова». Ты конкретно и правда не должна

Ольга Романова

Так тогда может оказаться, что и другие проектировщики в Контуре не должны по тем же причинам. Процессы схожие. А потом может оказаться, что где-то вне Контура тоже так. То есть часть дизайнеров не должна. А в статьях всяческих не упоминают об этом, считают, что сферические дизайнеры в вакууме должны и все.

Михаил

Мне кажется, что тут смешаны несколько моментов, которые на самом деле, если не изолированы, то как минимум не очень сильно связаны. Один — знания и опыт, второй — консервативность взглядов. Да, довольно часто получается так, что человек с широким кругозором является консерватором (на ум приходит образ зрелого мастера, который не очень любит все эти новомодные штуки). Есть и другой распространенный вариант, узкий кругозор и открытось к новому (молодой и зеленый). А еще пара комбинаций осталась в тени: отсутствие опыта и консервативность (скучный невежда), и широкий кругозор и открытось новому (тот самый соционистический «искатель, Дон Кихот»). Молодые и зеленые обычно с опытом перерастают в зрелых мастеров, оттачивая существующие подходы и технологии до совершенства, будь то каслинское литье, ювелирные дело, строительство или книгопечатание. Тут, возможно, есть и биологические причины, и социальные. Когда тебе 40 лет, нужно растить троих детей, а гвоздь ты забиваешь с одного удара, придумывать пневматический молоток особой мотивации нет. Но иногда они сохраняют искру в глазах, и тогда получается такой вот мастер, который на-гора выдает сильные идеи и может их реализовать. Часто, кстати, бывает недолгий период, когда опыта уже хватает, а успокоиться человек еще не успел. Именно такие ребята создают фейсбук (когда уже есть крутой майспейс), айфон (когда уже есть крутая нокия), или айос 7 (когда уже есть крутой айос 6), Ruby on Rails (когда уже есть PHP).

Теперь про дизайнеров. Мне кажется, что опытный дизайнер, отказывающийся расширять кругозор — это как раз такой вот зрелый мастер. Получается, что не учить C# (HTTP 1.1, MVC, TCP/IP и т. д.) в пользу типографики — это можно понять, просто человек развивается в другом векторе. А не учиться программировать, просто потому, что это сложно/не понятно/будет ограничивать полет фантазии, мне кажется странным. Это, кстати, работает и наоборот. Этот принцип, работает, кстати, и наоборот: вряд ли, базовые знания дизайну, да хоть понимание азов верстки, помешают (если не помогут), программисту сделать свою работу лучше. Нужно ли дизайнеру знать математику? Кажется что нет. Но если понадобится рисовать график, то было бы полезно понимать, для чего нужна логарифмическая шкала и что такое погрешность. Нужно ли дизайнеру знать о компьютерной безопасности. Наверное, нет. Но пароль на экране заменяется звездочками и не копируется в буфер обмена не просто так.

Достаточно часто на глаза попадаются дизайн-концепты, которые выглядят круто, но в жизни не реализуемы. Особенно это заметно, когда представляют концепт из мира реальных вещей. Умная кружка, самолет необычной формы, хитрый цветочный горшок. Словно люди пытаются набросать идей, а какая окажется ближе к жизни — такую и взять в реализацию. Существует подход под названием «мозговой штурм», когда в группе предлагаются и фиксируются любые идеи способа решения проблемы, а критика проводится после. Но при этом, в мозговом штурме стоимость идеи обычно невелика и отказаться от нее не жалко. А проработанный проект, на который затрачено много времени завернуть по той причине, что он технически не реализуем, бывает довольно сложно. При этом, трудно представить, что сигвей придумал человек, не знающий про гироскоп.

Ольга Романова

Почти со всем согласна. Мой вариант, пожалуй — развиваться в других направлениях вместо кодинга. Не потому что сложно.

А что знания кода могут ограничивать, я вот о чем. Есть цитата: „If you know how to write code, if you know how your design will end up looking in code, you have to be careful not to let that knowledge constrain your design“ (Lukas Mathis). Это правда. Потому что зная, как это в коде, есть соблазн мыслить теми категориями, которые там. И есть опасность строить интерфейс исходя из этого. То есть логика программистов часто бывает такой, что вот в коде же все логично, давайте так пользователю и покажем. Но если смотреть со стороны сценариев пользователей, в голову пришло бы совсем другое решение. Не говорю, что знание кода обязательно тебя ограничит, но опасность этого есть. Это просто надо в уме держать.

В остальном я согласна. Узость мышления, недостаток знаний могут плохо сказаться на финальном решении. Но надо понимать, какие знания из каких областей тебе нужны в данный момент времени, поднимать их, пользоваться. Абстрактно «знать больше — лучше» не лучше. Широта взглядов — хорошо. Но формулировка, что дизайнер должен уметь кодить и верстать, неверна. Смотря какой дизайнер, смотря в какой ситуации. Абстрактно от знания кода и верстки дизайнер не становится лучше. Он лучше, если ему эти знания пригождаются и полезны.

Миша О.

Присоединяюсь к тезке ↑

Эльф Петрович

Дизайнер должен иметь четкое представление о том, какие ограничения существуют в реализации макетов (флоат, адаптив) и почему (потому что флекс еще не работает и может и не будет), а также иметь представление о трендах фронтенда (что там будет дальше).

Дизайнер должен знать, как с какими ограничениями могут загружаться данные на страницы пользователей (аяксы, ангуляры, метеоры и вот это все) на базовом уровне.

Дизайнер должен уметь в разные устройства, желательно иметь их в железном виде и старые в том числе. Ну, соответственно, дизайнер должен уметь понимать, как рендерится все добро на всех видах машин (что тормозит, что нет, почему и как этого избежать).

Дизайнер должен уметь продавать. Именно, не иметь представление о продаже, а продавать. Так как по сути, создавая интерфейс, дизайнер продает решение бизнеса клиента.

Ну и дизайнер должен уметь вести проект как ПМ, но может и не так круто.

Светлана

А что делать, чтобы проверить гипотезу, протестировать прототип?
Нарисовать, отдать разработчику? Ой, надо поменять 2 блока местами, ой, а еще цвет тут, ой, я не то имел ввиду.

Русский дизайнер годами отстаивает свое право не кодить. Находит отговорки, спорит, выбирает, что лучше — Редимаг или Тильда, или еще что там есть. Вместо того, чтобы просто попробовать сделать хоть что-то.

А еще мне нравится это — дизайнеру достаточно понимать ограничения технологий. Как он их понимать-то начнет? Смотря на код?

Ольга Романова

Чтобы проверить гипотезу, кодить и верстать не надо. Можно сделать интерактивный прототип и протестировать его. На нем уже будут видны основные косяки концепции. Иногда достаточно показывать картинки друг за другом без интерактивности. Зависит от задачи и сложности прототипов. Не вижу логики в ваших рассуждениях. Мы прекрасно тестируем прототипы на живых пользователях, причем регулярно, проблем с этим нет. Мы не мучаем разработчиков переделками, мы ценим их время. И для этого не надо уметь кодить, правда же?

Не поняла, причем тут русский дизайнер? И причем тут право не кодить? Вы читали, что я писала? Я описывала свою ситуацию и попросила показать, зачем именно мне кодить и верстать, если без этого все прекрасно работает и никто не мучается. Глупо на чем-то настаивать без причины, говоря, что иное — это отговорки. По-моему, я дала внятные объяснения, почему лично мне кодить и верстать вообще никуда не уперлось и от этого лучше не будет. Я порассуждала почему это так. Аргументов против не было, заметьте. На счет того, что «просто попробовать сделать хоть что-то». Я думаю, лучше подумать, прежде чем делать. Делать что-то бездумно — глупо и в этом нет смысла. Пустая трата времени. Лучше его потратить на что-то действительно полезное. Что лучше, создавать видимость деятельности или делать что-то правда полезное?

Я вас удивлю, дизайнер может понимать ограничения без знания кода и верстки. Надо ли мне знать, к примеру, как будет написано в коде, чтобы страница резинилась? Нет, достаточно, что я знаю, что она так умеет делать и это можно реализовать при желании. Не считаете? В крайнем случае, разработчики действительно умеют разговаривать, представляете? И могут что-то рассказать, если будет интересно.

Эльф Петрович

А что делать, чтобы проверить гипотезу, протестировать прототип?

Думаю, Настоящий Дизайнер не проверяет гипотезы. На крайняк можно выучить акшур. Хотя мне больше по душе открыть WebStorm и проверить таки гипотезу.

А еще мне нравится это — дизайнеру достаточно понимать ограничения технологий. Как он их понимать-то начнет? Смотря на код?

Лекции пусть им проводят опытные разработчики)) Ахаха.

Вообще, давайте начистоту, никому дизайнер ничего не должен.

Но если дизайнер умеет в верстку и разработку (каждый для себя решит, насколько глубоко ему надо это знать), то у него появляется туча конкурентных преимуществ )

Миша О.

Вот аналогичное про «Любой графический, веб и мобильный дизайнер обязан знать устройство каллиграфии и шрифта. Без того никуда»: https://twitter.com/iamspacegray/status/632587188526534656

Ольга Романова

По факту исход там оказался такой же :) Почему, зачем? Нет ответа. Обязан и все.

Эльф Петрович

Какая-то вы странная, Ольга. Зачем дискутировать с мнениями людей, понятное же дело, что у каждого будет свое мнение)

Ольга Романова

Какой-то вы странный, Эльф Петрович. Считаете, что я спорю с мнениями. Разные мнения это хорошо. Но также хорошо уметь их объяснять. Все, что я тут делала, это задавала вопросы: а зачем? А почему? Вот считаете вы так-то, окей. Но почему-то же вы так считаете. Для себя я уже давно ответила на вопрос поста. Лично для меня пока не нужно верстать и кодить. Возможно, случится в будущем, что будет нужно. И я тогда без проблем освою. Но пока, на текущих задачах, необходимости я так и не увидела. Этим постом я пыталась понять, может я что-то упустила, и мне оно тоже надо. Но вроде нет. Ничего магического или просто нового, зачем это нужно, я не узнала.

Предлагаю дискуссию этого поста на этом закончить. Ничего нового мы не узнаем, скорее всего. А лить из пустого в порожнее и ругаться — мне не нравится.