Включите сердце и мозги

25 марта 2015, 0:35

Дария Бикбаева

★★★☆☆

Книжка для тех, кто хочет построить свой бизнес. То есть не для меня. К сожалению, мне было неинтересно читать. Я пообещала написать этот обзор, поэтому пришлось дочитывать. Но больше я так не буду делать. Читать бесполезные для себя книги — потеря времени и одно расстройство. Лучше читать только те, что хочется.

Знаете, бывает, читаешь книгу, далекую от своих интересов, а все равно увлекательно местами и может быть даже полезно. Расширяет кругозор. Здесь не так :( Лишь пару раз возникло желание подумать над некоторыми вещами и все. Остальное все слишком очевидное, ничего нового или удивительного. Совсем.

В книге много полезных (наверное) советов, что и как делать на конкретном этапе жизни своего бизнеса. Довольно подробно. Если ты решил что-то сделать, а в голове совсем пусто, ты не можешь себя организовать и не понимаешь элементарных вещей, то да, читай, собрать мысли в кучу поможет. Я не разбираюсь в построении бизнеса, и не планировала разбираться, поэтому не могу сказать ничего о полноте, достаточно ли охвачено разных сторон построения бизнеса. Я не могу также сказать ничего про качество описания тех или иных вещей, поверхностно все это, примитивно и устарело, или же оно достаточно разобрано, соответствует современным веяниям.

Первая часть книги посвящена тому, как выбрать дело своей жизни. Анализ интересов, мечтаний, построение разных списков с ответами на вопросы, поиск своей сферы. А дальше уже все на свете. Определение целевой аудитории, создание уникального продукта или предложения, советы на тему, что может помочь бизнесу выжить, как отстраивать себя от конкурентов, на какие мелочи обращать внимание, как организовать команду и управлять ею. Создание бренда, продвижение, источники новых идей и вдохновения. То есть затронуто много всего.

В книге, кроме описания очевидных для меня вещей, которые не вызвали у меня никаких эмоций, есть то, с чем я не согласна, что вызывало у меня негодование и что отталкивало.

Первое разочарование

Раздел о том, как понимать потребности клиента, разговаривать на одном языке с ним, предлагать то, что ему, драгоценному, надо. Написан совет для вымышленного стилиста, модельера, фотографа в качестве примера. «Докажите, что вы можете сделать фигуру девушки стройнее, грудь больше, а нос короче». Нда... А как же любить себя таким как есть? Как же не такая уж и новая мода на моделей, которые вовсе не худые? Все эти статьи, что не надо себя морить голодом и доводить до такого состояния, чтобы по подиуму ходить. Как же фотосессии с полными моделями довольными собой и жизнью? Которые говорят о том, что все люди прекрасны. И ты тоже. Любой. И не надо для этого быть с носом короче или грудью больше. Что надо просто любить себя. Мол, посмотрите, какие мы все разные, как это интересно и здорово. Почему бы этому мифическому стилисту или фотографу из книги не посоветовать показать человека настоящего, естественного при этом красиво. В этом же должно быть его искусство и профессионализм.

Ну, или еще кардинальней. Это тоже не новое. Почему бы не просто закрывать какую-то потребность пользователя, а формировать новую и закрывать ее, как это делают некоторые успешные компании. Это же круто, у человека не было потребности, а ты хоп и создал, показал, как потрясно можно что-то делать с помощью твоей магической штуки. Ты вроде раньше и не собирался этим заниматься, а тут уже задумался, и жизни своей без этого не представляешь. Прямо вот сразу хочу и надо. Не было потребности, жил спокойно, а тут напридумывали всякого, как теперь жить без этого? Вот это офигенно. Правда, придется включать мозг сильней, чем когда пытаешься понять, что надо клиенту и это самое даешь. Но это же круче! Выйти за рамки, вести за собой массы. Менять мир. Вот про это я бы почитала книгу. А такие банальности... Ну, не знаю.

Второе разочарование

Раздел про сотрудников, подбор команды, поиск «специалиста своей мечты». В примере про то, как описывать качества такого сотрудника, Дария пишет: «Будьте смелы в описании, не бойтесь мечтать о самом лучшем, опишите человеческие качества, навыки, место жительства, возможность работать 24 часа в сутки за идею, знание языков». Дария так шутит? Я думаю, что нет. 24 часа в сутки за идею — не прикольно. С любой стороны. Мне казалось, это все понимают. Довольно очевидно, что эффективность низкая у таких «работников», отдых нужен всем. И достойная оплата нужна всем, а не «за идею». Да и само отношение к сотрудникам, как к рабам, никуда не годится. Мне это показалось очень отталкивающим.

Третье разочарование

Глава про технические штучки и инновации. Дария однажды открыла для себя мир QR-кодов и теперь всем советует тоже его открыть. Тут я печально вздохнула, вспомнив тонну статей о том, что эти QR-коды используют где придется, бездумно. А потому пользоваться ими неудобно и бессмысленно. Но об этом Дария не упоминает. Я уже наглядно представила себе толпу читателей, которая прочтя книгу, ринулась фигачить QR-коды на все носители. Для тех, кто совсем не в теме, я поясню. А то вдруг. Это очень неудобно, пробегая мимо рекламы чего-либо, останавливаться, вытаскивать телефон, сканировать этот код, чтобы понять, а что же там зашифровано, куда оно ведет, и что мне хотят сообщить. Куда быстрей и проще сразу дать информацию на баннере, стенде, листовке. Буквами. Картинками. Человек читает глазами, такой у него интерфейс, он с помощью глаз в мозг отдает информацию. А QR-коды для бездушных машин, человек сам не в состоянии его считать. Но есть исключения. Когда информация предназначена для прочтения или использования на телефончике по какой-то причине. Например, по QR-коду ссылка на скачивание телефонного приложения. И про это рядом написано, что же там в коде. Чтобы ты заранее понял, надо оно тебе или нет. Без угадываний и чтения мыслей. Это ок, это для телефончика. Не для человека. А шифровать все на свете — идиотизм. Я не испытываю восторга от инноваций только потому, что они инновации. У всего должен быть смысл и какая-то польза. Не усложняйте.

Четвертое. Восторг!

Тот же раздел про технологии повествует о соцсетях. О том, что ссылки на них надо везде размещать. А дальше даже рекомендации, как именно размещать их на сайте компании: «Они должны быть заметны. Расположите их по направлению движения мышки, когда посетитель собирается закрыть сайт или перейти на другую вкладку». А-а-а! Я лежала :) Ну, вы понимаете. Я же проектировщик интерфейсов. И вот читаю, как Дария, по сути, учит проектировать. Небольшой кусочек, но все же. И ладно бы что-то дельное и умное. Но блин! По направлению движения мышки! А мышка, судя по описанию, движется только в сторону закрытия сайта или вкладки :) Что ж такой сайт-то стремный, что его сразу хочется закрыть, и мышка именно туда по описанию движется? :) Это первая смешная часть. Есть же еще вторая. Почему Дария решила, что соцсети должны быть там, куда ползет мышь? :) Если она туда не поползет, то их не заметят? Замечают только то, куда движется мышь? Глазами не двигают? :) Это еще не все вопросы. Почему именно социальные сети должны быть самые заметные на сайте? Это что, вся его соль? Других важных элементов на странице нет? Как можно рассматривать расположение чего-либо на странице в отрыве от того, что там на странице вообще происходит? Какой там у пользователя сценарий (видимо только в соцсети уйти скорее и закрыть)? Какая информация на сайте важная для пользователя? Зачем он туда приходит, за какой пользой, с чем уйдет, чего мы хотим добиться? Печальный сайт выходит, если не отвечать на эти вопросы. Никакой в нем пользы. Поэтому, видимо, и закрывает пользователь сразу... Поэтому, видимо, и соцсети там, чтобы ну хотя бы в них ткнули перед тем, как уйти с этого печального сайта.

Пожалуй, остановлюсь. А то вдруг Дария случайно это все прочитает и расстроится. Это в мои планы не входило. Не хочется умалять заслуг Дарии в построении собственного успешного бизнеса. Она же смогла. А как там вышло, хоть с соцсетями по ходу движения мышки, уже не важно. Главное, Дария много трудилась, наблюдала, делала выводы, и у нее в итоге все получилось. Главное, что она нашла то, в чем она счастлива и успешна. Жизнь одна, надо заниматься тем, что тебе интересно. И на этом можно зарабатывать. В этом она права.

Включайте почаще сердце и мозги.

На пляже       Ctrl       Вторая карта

Ваш комментарий

адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает


Ctrl + Enter